пятница, 4 декабря 2015 г.

Хатха-йога, как черный ящик оздоровления

http://yogin.by/hatha-yoga-kak-chernyy-yashchik-ozdorovleniya

Хатха-йога, как черный ящик оздоровления

Йога сейчас является модным трендом. Одним из направлений данного тренда является позиционирование хатха-йоги как системы оздоровления. Разберемся в истории вопроса.
В последние годы появилось несколько хороших книг по истории хатха-йоги. Например:
1. Марк Синглтон «Тело йоги. История современной постуральной йоги». Можно почитать онлайн здесь.
2. Уильям Броуд «Научная йога –демистификация». Можно скачать.
Общие идеи этих книг таковы. На западе в начале 20 века было популярным использование гимнастических упражнений, как средство для оздоровления и «укрепления духа». Выпускались специализированные книги, журналы. Эти упражнения и системный подход являлись продуктом западной цивилизации, и к хатха-йоге отношения не имели. В самой Индии практика асан была достоянием небольших групп,многие из которых практиковали хатха-йогу не для здоровья, а для эзотерических целей, либо в качестве циркового представления. Т.е. в том виде хатха-йогу нельзя было отнести к многофакторной широко распространенной СИСТЕМОЙ оздоровления.
В Индии в начале 20 века произошло соединение международного физкультурного движения и практики асан, в результате чего получила и начала развиваться идея хатха-йоги, как СИСТЕМЫ оздоровления.
И на Западе, и в Индии проводились исследования о воздействие хатха-йоги на организм человека. Например, сохранились ежегодные отчеты Института Кувалананды в Лонавле, где изучались физиологические эффекты асан, пранаям, крии и бандх, и полученные результаты использовались для разработки терапевтических подходов к заболеваниям. Многие идеи того времени впоследствии остались не доказанными, многие – пересмотрены. Важно, что идеи воздействия йоги на здоровье многие преподаватели и исследователи старались подавать осторожно, научно обосновано.
Постепенно все больше становилось подачи оздоровительных идей хатха-йоги  стали подаваться в виде аксиом, без углубления в вопрос.
Тем временем наука постепенно продвигалась в понимании воздействия практики на организм, и чем дальше, тем больше. В результате получилась картина, когда у современных преподавателей йоги в ходу МНЕНИЯ, на которые современная наука смотрит иначе. Например, в книге по йоге 1966 говорилось: «регулярные занятия Ширшасаной (стойкой на голове) обеспечивают прилив здоровой чистой крови к клеткам мозга, что обновляет их, оттачивая ум и проясняя мысли». Тогда как с научной точки зрения это довольно спорное утверждение. Во-первых, при переворачивании кровообращение в мозге не повышается, а даже падает – см. обзор. Во-вторых, артериальную сеть там нельзя развить, так как в мышечной ткани. В третьих, в стойке на голове с упором головой в пол (а так рекомендуется в большом объеме литературы по йоге) в результате сжатия позвонков высока вероятность НАРУШЕНИЯ проходимости артерии задней системы кровоснабжения мозга. В четвертых, доказано повышение внутриглазного давления в перевернутых стойках, что может усугубить болезни глаз. Этот перечень можно было бы продолжить.
До сих пор очень выражен подход к хатха-йоге, как некоему «загадочному черному ящику». Человек туда «кладет» практику, и «получает» здоровье. Какие именно аспекты здоровья, и как получает, до конца не ясно. Особо опасны «отрывочные» знания, когда «слышал звон, но не знает, откуда он». Например, есть идея, что периодическое перенаполнение венозной системы  в печени путем практики позы плуга улучшает ее работу. Вот статья врача и йогатерапевта Артема Фролова о печальных последствиях этой практики. В вышеприведенной книге Броуда таких примеров много.
С другой стороны, бывает практика с правильным ориентиром, но без проверки результата. Так, доказана польза регулярных практик изменения газового состава крови в результате задержек дыхания. Такое изменение нужно производить в определенных пределах определенное количество времени. И можно пытаться «слепить» схему из литературы, далекой от медицинской, а можно разобраться в физиологии вопроса и купить портативный газовый анализатор.
Попробуем разобраться, ПОЧЕМУ существует отношение «черного ящика».
Во-первых, аналитическая деятельность утомляет. И проще поверить, чем разбираться.
Вторая причина лежит в идее «большого скачка» - когда человек хочет изменить свою жизнь, не знает как (или не имеет сил и т.п.), и верит, что существует некое действие, которое может изменить всю его жизнь сразу – «большим скачком». Опыт показывает, что это не работает, а работают постепенные планомерные изменения.
Особо остро встает вопрос отношения к практике у преподавателей. Преподаватель же не только за себя ОТВЕЧАЕТ, но и за других. Если уж взялся что-то МЕНЯТЬ в другом человеке, например, параметры его организма, то надо разбираться – какие параметры и в какую сторону ты меняешь. Что можно всем, а что нельзя при определенных заболеваниях и т.п. Чтобы это все знать, нужен большой объем работы. Отдельный фактор – значимость своей социальной роли, как преподавателя, а если признать несостоятельность своих знаний, значимость снижается.  В итоге, имеем желание напрягаться, синдром «большого скачка», плюс безответственность и сохранение значимости в ущерб знанию.
Подытожим статью. Сегодня существует большое количество индийских, западных, дальневосточных и др. гимнастических, дыхательных и прочих упражнений. Определенную их компиляцию вполне можно назвать современной хатха-йогой, которая сильно отличается от хатха-йоги 100 летней давности, но это уже свершившийся факт.
Но если человек не знает, что делает с собой (и с другими) своей практикой, результаты могут быть не в плюс, а в минус. Или, по меньшей мере, при должных знаниях, результаты могли бы быть эффективней при меньших затратах времени. А вера в «древние технологии» нуждаются по меньшей мере в хорошем изучении истории вопроса.
Примеры хорошей современной литературы, на которых стоит строить понимание своей практики, см. здесь, в подразделе «Книги».
Грамотной всем практики и здоровья!

Комментариев нет:

Отправить комментарий