Это интервью с удивительным йогом Ом Шанти – Виталием Шакировым.
Возможно, оно поможет вам здесь и сейчас осознать истинную цель йоги и
перевернуть свою жизнь на 180 градусов. Это человек, фантастически
владеющий своим телом. Наполненный любовью и служением Богу, он раскрыл
для себя секреты йоги и готов своими знаниями и опытом поделиться с
нами.
Евгения Деведжиоглу: Что подтолкнуло вас к преподаванию йоги, и изменилось ли что-то в вашей жизни в связи с этим?
Шанти Ом: Я не встретил на пути адекватных учителей,
когда начал заниматься йогой. Наверное, это больше связано с моей
кармой, и мне не суждено было их встретить по ряду разных причин. Я
такой человек, что если чего-то хочу, то лучший результат будет, если
это сделаю сам. Поэтому подумал, что, достигнув чего-то самостоятельно, я
cмогу точно так же помочь людям, избежать возможных ошибок. И я решил
преподавать йогу. Есть ещё момент: многие мудрецы говорят, что если
человек хочет добиться чего-то в йоге, то он должен стать
преподавателем, тогда он будет вынужден заниматься этим постоянно, всю
жизнь; и даже если ему будет лень, то его дхарма постоянно будет его
вытаскивать и опять ставить на этот путь. Поэтому, можно сказать, что
цели у меня были корыстные. Одна из них – себя зарекомендовать и
помогать людям, другая – очень хорошо развиться в йоге самому. Думаю,
что если я дам людям основы правильной гармоничной практики, я буду
счастлив. Но опять же, без насилия и без вмешательства в их свободу
выбора.
ЕД: Что вы закладывайте в свой личный тренировочный процесс и каким образом строите практику?
ОШ: Сразу скажу, я не являюсь каким-то авторитетным Гуру. Я
ничего не придумал, у меня нет никаких откровений, и пятый глаз у меня
не открылся. Я не общаюсь с Высшими силами. Все, что я знаю, я беру,
читаю, анализирую, пропускаю через себя. Поэтому я не являюсь
авторитетным источником конечного результата. Есть просто мои наработки и
моя практика, которой я с удовольствием делюсь. Я считаю, что йога
индивидуальна, и человек должен к ней подходить индивидуально, нет
никаких общих комплексов, нет универсальной йоги. Все зависит от
человека, от его способностей, и от того, чего он хочет достичь. На
первом месте стоит генетика, например, падмасана - кому-то она не дается
очень долгое время, кто-то в нее вообще не сядет. На втором месте идет
желание, целеустремленность человека. И только на третьем идет методика.
Поэтому бывает, что не всегда классная методика может сразу же
воздействовать на человека. По большому счёту, то, что мы имеем в этой
жизни, это плоды наших поступков из прошлой жизни, по-другому это
называют Судьба. Судьбу нельзя изменить, потому что это уже произошло.
Но мы можем изменить ее сами при помощи йоги. Когда мы начинаем
бескорыстно служить, тогда начинает меняться закон Судьбы. Других шансов
вообще нет. Поэтому всё то, что мы делаем сейчас, здесь, со своим телом
и со своей жизнью, мы нарабатываем на следующую жизнь.
ЕД: Что может донести учитель своим ученикам, и всегда ли это получается?
ОШ: Ничего он им не можете донести и ничему он их не может
научить, все бесполезно и бессмысленно. Единственное, что он может им
дать, это энергию. То состояние и умонастроение, которое вдохновляет
учеников. То есть ученики идут не на растяжку, не на прическу и не на
финансовый успех. Ученики идут в первую очередь на энергию. Поэтому,
если учитель что-то говорит, но сам этому не следует, то все остальное
бессмысленно. Он теряет авторитет. Мне кажется, что учитель йоги - это
состояние, когда энергия начинает подниматься через край, и тогда ею
начинают интересоваться остальные. Нет такого, что человек пошел,
получил сертификат и стал преподавателем. Это состояние. Есть люди, у
которых 15 сертификатов, и они вообще не понимают о чем речь, а есть
люди, которые не учились, но говорят, что они преподаватели от Бога.
ЕД: Как понять свою Дхарму?
ОШ: По этому вопросу есть классная штука – общество тебе укажет
твой путь. Дхарма – это твоя природа, твое предназначение. Ты должен
отследить, чем ты любишь заниматься в свободное время. Если ты этим
занимаешься с удовольствием, и не стоит вопрос, будешь ли ты этим
заниматься, если завтра станешь миллионером – буду! Завтра будет конец
света, будешь ли ты этим заниматься – буду! Тебе осталось жить месяц,
будешь ты этим заниматься – буду! Если это не раздражает твоё окружение,
никого не бесит, значит ты занимаешься своим делом.
ЕД: Как ваша практика влияет на вашу жизнь, ведь у вас совершенно удивительная динамика которая отменяет все законы гравитации?
ОШ: Йога для меня – это образ жизни, нежели какой-то алгоритм
последовательностей. Практику я выстраиваю в зависимости от своего
самочувствия и целей, которых хочу достичь. Для меня йога – больше
духовная практика, и только потом физическая. Физический момент
необходим для того, чтобы мы держали в чистоте свое тело, потому что
тело является храмом души. Самая главная, на мой взгляд, задача йоги –
это построить отношения с Богом, только тогда возможно обрести ту самую
долгожданную гармонию. Не важно, как вы называете Бога: Вселенская Сила,
Природа или как-то иначе. Об этом говорят все религии. Для того, чтобы
построить отношения, необходимо узнать, кто он и что он. Для этого
используют Мантры, в которых повторяют имена Бога, чтобы настроиться на
него. Не нужно путать мантру с молитвой. Молитва – это ваше обращение.
Но если у вас нет отношений с Богом, вы не сможете к нему обратиться.
Мантры переводятся с санскрита как очистка вашего ума («Манос» – ум,
«траете» – очищать). Для меня главная составляющая в йоге – это Мантры.
Для того, чтобы современный человек мог эффективно практиковать йогу,
придумали Хатха-йогу. У всех людей разный склад ума и темперамент, и
просто сесть и повторять Мантру получится не у всех, из-за отсутствия
интереса это может быть просто скучно. Патанджали сказал, что йога
восьмиступенчата. Первые четыре ступени: яма, нияма, асана, пранаяма –
это всё Хатха-йога, а дальше идет Раджа-йога. Если человек не может
сидеть спокойно и повторять Мантру больше часа, например, то ему нужна
Хатха-йога. То есть через физические упражнения воздействовать на тело и
замедлять образ жизни. Потом нужно заниматься пранаямой и успокоить
свой ум. И только после этого повторять Мантры. Именно поэтому, сама
практика асан должна выстраиваться в зависимости от того, какой образ
жизни ведет человек. Я не приверженец Аштанга Йоги Виньясы, в том
смысле, что йогу нельзя подстраивать под себя, нужно себя подстраивать
под йогу. Здесь очень жесткий критерий и нужно понимать, какова ваша
природа. Если человек по природе Брахман, вообще не вопрос. А если он,
Шудра или Вайшья, допустим бизнесмен, то он будет загонять себя в такие
тяжелые условия, что ему эта йога встанет поперёк горла, и он испортит
все вокруг. Все отношения с людьми и его жизнь просто скатятся вниз. И
он после этого скажете, что йога – это полный отстой, который он уже
пробовал, и это не работает. Поэтому нужно включать мозг, быть
адекватным и изучать корректно, о чем идет речь. Не подражать слепо, а
медленно и аккуратно входить в практику. Выход из ситуации равносилен
входу, если человек несколько лет ничего не делал для своего развития и
опускался на дно, то ему столько же времени нужно для того, чтобы из
этого выбраться. Если человек двадцать лет не пытался сесть на шпагат,
наивно думать, что он сядет в него за месяц, а если сядет, не факт, что
после этого будет нормально себя чувствовать.
В ведической концепции, которую я изучаю, есть очень классная штука:
многие вещи человек не может понять в силу своей обусловленности на том
уровне, на котором он находится. Поэтому Веды говорят о том, что не
пытайся это понять, просто делай, понимание придет в процессе.
Если хочешь чего-то достичь в йоге, то нужно научиться контролировать
режим дня и принцип языка, то есть то, о чем говоришь, и то, что ешь.
Соответственно отсюда и результат. Можно с этим не соглашаться, но если
не выполнять эти простые вещи, то дальше никуда не пойдешь. Поэтому моя
практика – это личная практика, и поэтому в ней столько динамки. Все
зависит от целей и задач человека. Если задача максимально
активизировать свое тело, чтобы оно было готово в старости что-то
делать, нужно делать виньясы. Если же нужно настроиться на частоту Бога,
молиться, успокоить свою Вата-дошу, то делаются спокойные асаны на
баланс и дальше можно посидеть в неподвижной позе. Нужно понимать, для
чего это делаешь. Хатха-йога – классная штука, очень хороший инструмент,
который позволяет сконцентрироваться, быть собранным. Но никто не
отменял законы природы. Это не какая-то там мистика, это элементарные
вещи – метаболизм, кровообращение, состояние. Я – человек подвижный,
очень много лет танцевал, соответственно этому и выстроилась моя
практика. Я приверженец того, что плоды практики должны использоваться в
жизни и для жизни. Для многих практикующих коврик становится их
рамками. Видели ли вы когда-нибудь круглый коврик для йоги? Нет? Только
прямоугольный! Они потом как прямоугольники и ходят. Человек заигрался в
йогу, и для него сама асана является целью. Нет! Цель заключается в
возможности контролировать свое тело в пространстве. Это дает
колоссальные возможности: запас нервной системы, концентрации, которые
потом можно использовать в повседневной жизни. А растяжка, на самом
деле, это тренировка вашего терпения. Если человек хочет растянуться в
мостик или в позу скорпиона, а он, допустим, вообще деревяшка, то ему
нужно потратить хороших лет пять. Ну, чтобы это было без последствий.
Пять лет! Сама асана ничего не будет стоить для него. Ну встанет он, ну
сфотографируется для инстаграма, ну выложит, ну посмотрят все. А он пять
лет жизни потратил. Поэтому цель самой йоги не асаны. Аплодисменты,
лайки надоедают. Все материальное надоедает. Духовный аспект должен быть
больше. Вот когда у человека духовный вектор – построить отношения с
Богом, тогда ко всему остальному он относится просто как к инструменту. А
гибкость и суперспособности – это бонусы. Нигде не написано, что йога
нужна для здоровья и для похудения. Все йоги говорят: «Вы должны
заниматься». А если вы будете правильно заниматься, то будете и
здоровыми, и гибкими.
ЕД: В какой момент человек может назвать себя учителем йоги?
ОШ: Сразу скажу: сам я занимаюсь много, но тренировочный опыт у
меня не большой. Хотя по образованию я – преподаватель. Закончил
факультет физического воспитания и спорта. Потом долго танцевал и
преподавал танцы. Но это был брейк – не узаконенное течение, где нет
каких-то предписаний, как, например, в балете или народных танцах. Это
больше свободное течение и индивидуальный подход к каждому. И когда я
начал заниматься йогой, многие вещи дошли до меня только через моё
собственное тело. В литературе говорится об ученической преемственности,
что у практикующего должен быть учитель – гуру. Это очень важно. Гуру
– как почтальон, он приносит посылочку и ничего туда не вкладывает и не
забирает. Поэтому есть ценность. Если бы Гуру что-то добавлял от себя,
то ценности не было бы. Потому что ценность в первоисточнике. Я не
рвался, не бежал ни в какие школы, нигде особо ничему не учился. Я
просто практиковал. Кода пришло время, и у меня стало получаться,
появилась энергия, появился спрос. Люди стали этим интересоваться. И
соответственно я читал, анализировал, смотрел. Вначале я много
критиковал. Сейчас же я понимаю, что нет плохих учителей йоги, нет
неправильных стилей. Поэтому могу сказать так: есть ваша карма и ваши
страсти и желания. Именно они вас приведут туда, куда вы хотите. Если вы
искренне настроены, вам попадется тот, кто даст вам, то, что вы ищете.
Потому что самолеты врезаются на одной высоте, на разных мимо пролетают.
Здесь очень важный момент вашего искреннего желания и честности. А для
учителей могу сказать так: вы не можете им дать то, чего у вас нет.
Ценность учителя йоги заключается в его опыте, если человек за полгода
закончил 200 часов, это ни о чем не говорит. Любой человек может взять
книгу и прочитать, там все написано. На сегодняшний день в интернете все
есть, единственный момент – к этому нужен грамотный Гуру, который может
расшифровать, указать на тонкости, на направления. Санскрит – это
сжатая сухая информация, код, и только Гуру может дать комментарии.
Допустим, на санскрите «Иш шавасия дам савам» – Все принадлежит Богу. И
что? А Гуру дает комментарии на всю книгу. И человек думает: «Ааа...,
вот в чем смысл!» Поэтому и говорится, что йогу умом не понять, только
сердцем, только любовью. Джняна-йога, Карма-йога, Аштанга-йога,
Бхакти-йога. Так вот Бхакти-йога – это преданное служение, это любовь,
это то зерно, которое всем движет. Потому что без любви вы ничем
заниматься не будете. Вам все надоест, даже асаны. Скучно когда нет
любви, когда нет отношений. Никто не тянет, никто не удивляется, не с
кем делить, некому служить. Одно дело пойти себе что-то купить, другое -
когда вам подарили что-то за ваши хорошие заслуги. Это две разные вещи.
Поэтому вот здесь очень важный момент! Быть честным и соблюдать
яму-нияму. Если вы свое тело не почистите, вы вряд ли что-то увидите. Мы
материальны и настолько обусловленны, что нам нужно над этим много
работать. Как раз Хатха – йога дает возможность понять, что вы – не есть
это тело. Мне кажется, что это самый главный момент в Хатха-йоге. То
есть, работая с телом, вы начинаете ощущать энергии и начинаете
понимать, что вы – не есть это тело. Когда вы занимаетесь пранаямой, вы
начинаете понимать, что ваш ум – это не вы. Что вы не можете его
контролировать и сказать ему: «Успокойся! Сиди рядом!» Такая вот легкая
шизофрения начинается. А быть или не быть преподавателем, люди укажут.
Вы классно рисуете. Люди придут и скажут: «Слушай, нарисуй мне,
пожалуйста». Вас попросят о том, что у вас лучше получается. Лучший
способ стать преподавателем йоги – это не желать стать преподавателем
йоги, а просто практиковать. Пройдет время, и все само придет.
Единственный момент – это состояние преподавателя, который дает вкус
духовной практики, энтузиазм ,который не спускается вниз, у которого нет
апатии. Вы утром встаете потому, что у вас сейчас будут отношения с
создателем. Об этом идет речь. Если говорить о Хатха-йоге в техническом
аспекте – как правильно выстроить асану, куда поставить ногу и т.д. – то
идёте и заканчиваете курсы, потому что преподаватель йоги должен быть
адекватным. Он не должен поддаваться только своим внутренним ощущениям,
потому что все люди разные. Ведь в йогу приходят все, кому не лень, с
травмами, грыжами. Многие очень легкомысленно относятся, им почему-то
кажется, что каждый может прийти и начать что-то делать. Да, может, но
только в том сегменте, в котором ему позволено. Поэтому есть
йогатерапия, а есть йога. Йогатерапия – для тех, кто в минусе; а йога
– для тех, кто из минуса уже немного вылез, дошел до нуля и пытается
идти в сторону плюса.
ЕД: За время вашей практики йогой увидели ли вы разницу между
мужской и женской тренировкой. Если да, то каким правилам следует
придерживаться?
ОШ: Смотрите: мы же – души и получается что разницы нет. Душа не
имеет различий. Ни русская, не еврейская, не мужского пола, ни
темнокожая. Она – вселенская душа. Поэтому в этом ключе для йоги нет
разницы. Но если говорить о Хатха-йоге, то, безусловно, разница есть,
потому что у людей разная физиология, разное строение тела, и перед ними
стоят разные задачи. В Ведах сказано, что женщина йогой вообще не
занимается. Женская практика, а женщина должна быть при муже,
заключалась в том, чтобы служить своему мужчине и автоматически все
получать от него. Есть множество подтверждений этому. И я думаю, что это
имеет смысл быть. Потому что женская природа заключается как раз в
служении, создании очага, она дает атмосферу любви. Если она будет
заниматься жесткой Аштанга-йогой, например, то она будет иметь больше
мужскую энергию, чем женскую и станет грубой. В Ведах говорится о том,
что женщине не нужно вставать в пять утра, делать холодное омовение и
т.д. Её задача быть красивой, говорить приятным голосом. Поэтому, мне
кажется, что женщина должна выбирать себе в преподаватели женщину. Не
зря же женщинам преподавали йогу молодые юноши, мужчинам нельзя было
преподавать, чтобы избежать появления вожделения. Это нельзя было
делать. Женщина сама по себе эмоциональна, и проявление ее эмоций – это
нормально. Поэтому женщину жесткая аскеза убьет в этом плане. Она
потухнет. Женщина должна заниматься йогой по настроению. А мужчина нет!
Он должен заниматься регулярно, потому что это для него аскеза. Женщине
проще пойти постоять в чатуранге, чем помыть посуду, например. А мужчине
проще посмотреть телевизор, чем заниматься своим физическим телом. То
есть аскеза, это то, что нам не хочется делать и тяжело дается. Задача
йоги для женщины - гармонизировать её энергии; а задача для мужчины – ее
собрать, сублимировать, поднять выше и достичь цели. Поэтому для
женской практики, я рекомендую, найти успешную преподавательницу йоги,
которая успешная не на коврике, а в жизни. У которой замечательная
семья, у которой замечательные детки. Которая не в контрах со своим
мужем. И вот тогда, я думаю ваша практика будет гармоничной. Это самый
важный аспект, потому что все остальное для женщины не имеет значения.
Ей важно, чтоб ее любили и ценили. Но иногда она заигрывается и
забывает. Поэтому больше нужны отношения, служение, только тогда она
раскроется. Она должна заниматься женскими делами, учиться классно
готовить, рисовать и прочее. Вот эти вещи будут раскрывать в ней женское
предназначение и сущность. Самое лучшее – это все-таки выбирать
учителя, который не только на коврике профессионал, но и в жизни
успешный человек. Мне кажется, это самый главный критерий.
ЕД: В каком формате лучше заниматься самостоятельно или в группе?
ОШ: Вообще говорят, что настоящая йога - это один на один с
самим собой, но учитель нужен. Гуру указывает путь, но пройти его ты
должен сам. Учитель открывает двери, ученик заходит и идет. Нельзя
сказать, что самая лучшая практика, когда ты занимаешься один дома. У
всех по-разному. Кто-то может самодисциплинироваться и заниматься, а
кому-то нужно, чтобы сверху стояли и гоняли. Это говорит о разных
уровнях. Поэтому люди и ходят в школы, там есть энергия. Там есть
человек, который каждый день практикует. Кода есть группа пятьдесят
человек, у всех есть определенный уровень энергии. На занятии он у всех
как-то выравнивается: у кого-то опускается, у кого-то поднимается.
Многие замечают, что на групповых занятиях все получается, домой пришла,
села, наклонилась, увидела пыль под шкафом, скрипнула дверь и т.д. И
твое внимание улетело. Ты сидишь и непонятно чем занимаешься. Йога – она
не для всех. Если заглянуть вглубь, есть кастовая система, в Индии,
например. Она неспроста существует. Есть разнорабочие – Шудра,
бизнесмены – Вайшья, Кшатри – войны и Брахманы – учителя, волхвы,
священники и т.д. Так вот, согласно образу жизни человека, он получает
следующее тело. Если он пренебрегал своими обязанностями и вел не очень
хороший образ жизни, то в следующей жизни он рождается разнорабочим. Ему
по жизни отрабатывать свою карму нужно физическим трудом.
Соответственно, работая физически, он исполняет свой долг. Если он себе
придумал, что он не будет работать физически, а будет делать что-то
другое, естественно у него это не будет получаться, потому что это не
его природа, не его долг, не его предписание. Кришна сказал Арджуне:
«Исполняй свой долг пусть плохо, но самолично, чем, чужой на отлично». И
также классно сказано, что одной рукой держись за дхарму, а второй за
Бога. Когда выполнишь все свои дела, двумя руками будешь держаться за
Бога. Все зависит от того, какая это йога. Если это Бакти-йога, человек
может заниматься чем угодно, и никто не может ему запретить любить Бога и
о нем читать и узнавать. Человек может подметать двор и делать это для
Бога, с настроем, что он убирает Вселенную. Он готов в пять утра
вставать и подметать все кварталы, потому что для него это подвиг. Важно
отношение к этому, а не повторение или соответствие внешнему.
http://vk.com/shakirovpro
https://www.facebook.com/catshanti.om?fref=hovercard
Соавтор: Алёна Ранцева
Комментариев нет:
Отправить комментарий