http://hanna-somatics.ru/stati/feldyaperitif/
Аперитив к методу Фельденкрайза
Гай Села
Предостережение
\Аперитив к методу Фельденкрайза
Гай Села
Предостережение
Данная информация предназначена исключительно для учебных целей. Она потенциально опасна так же, как и ватный шарик. Тем не менее в этом безумном мире человек может убить себя ватными шариками и, делая последний вдох, считать производителя ватных шариков виновным. Поэтому вы должны согласиться со следующим: продолжая читать, вы принимаете на себя полную ответственность за последствия своих действий. Если же вы не можете принять на себя подобное обязательство, пожалуйста, не продолжайте чтение. Автор недвусмысленно снимает с себя всякую ответственность за любое неправильное толкование или использование данной информации — она предназначена для расширения вашего кругозора, а не для руководства к действию.Введение
Я рос подобно книжному червю, читая практически все, что попадалось мне в руки. Но только после 30 лет я натолкнулся на книгу, которая действительно стоила прочтения. Когда я попытался сформулировать для себя самого, насколько эта книга впечатлила меня, то первой мыслью, пришедшей мне в голову, была следующая: если бы у меня был ребенок, которому можно было бы прочесть только одну книгу за всю его жизнь, то именно эту книгу я дал бы ему. Это книга Моше Фельденкрайза «Ускользающая очевидность» (The Elusive Obvious).С тех пор прошло несколько лет. За это время я прочел все остальные книги Фельденкрайза плюс множество других, но мое мнение только укрепилось. С моей точки зрения, Фельденкрайз — это Платон на стероидах. Под стероидами подразумевается 2500 лет накопленных знаний, которые отделяют Фельденкрайза от Платона.
Несколько вещей озадачили меня, когда я погружался все глубже и глубже в метод Фельденкрайза. Почему так мало людей знают о нем? Почему те, кто знает о методе, почти всегда имеют весьма ошибочное представление о нем? Почему даже эксперты в этой области почти всегда приходят в замешательство, когда их просят объяснить суть этого метода?
В конечном итоге я задался вопросом: как определить то, что человек «получает», практикуя метод Фельденкрайза? Моим ответом стало: широкожительство. И так родилась идея данного пособия. Мне нужно было придумать новое слово, ведь реальность, которую оно описывает, является совершенно новой. Я чувствовал, что, пользуясь уже существующими терминами, навешиваю некий ярлык. Широкожительство — это явная метафора. Надеюсь, что к концу чтения этого пособия вы более ясно поймете, что это значит для вас.
Я бы не заморачивался написанием этого пособия, если бы не считал, что оно действительно заслуживает этого. Чем же оно это заслужило? Посмотрите вокруг. Почитайте статистику. Мы пока еще живем не в раю. Да, очевидно, Фельденкрайз не может решить все проблемы человечества. Он решает только некоторые, но эти они довольно существенные. В контексте жизни каждого индивидуума это один из самых мощных, революционных методов, с которыми я когда-либо сталкивался, если его верно понимать и если речь зашла о методах. Люди должны знать о существовании подобного выбора. Сожалею, что у меня ушло 30 лет на то, чтобы узнать о нем. Моя жизнь могла бы быть гораздо лучшей.
В любом случае лучше поздно, чем никогда.
Есть масса информации о методе Фельденкрайза и целью этого пособия не является ее повторение. Я только пытаюсь восполнить то, что мне кажется наиболее ключевым пробелом, а именно — недостаток неэзотерических пособий по этому методу. Книги Фельденкрайза превосходны, но, к сожалению, читают их почти что одни «ботаники» (кстати, несправедливо: эти книги не так уж сложны). Интерпретации, написанные другими людьми, пытались нести слово дальше, но не пользовались успехом.
Может ли Фельденкрайз-мем распространяться со скоростью эпидемии? Я не вижу причины, почему бы нет. На самом деле, я думаю, что это неизбежно. Вопрос только в том, как это произойдет. Одно можно сказать точно: этот вирус маленький, очень маленький. Его легко носить. Его также легко передавать. Нужно всего лишь уметь описать его несколькими словами в повседневном разговоре. Если он будет «тяжелым», то ничего не получится. Если он будет громоздким или будет казаться мутным либо непонятным — тоже не сработает. Все дело в том, что метод Фельденкрайза таковым не является. Как минимум для затравки его можно очень легко и полно описать, объяснить и продемонстрировать.
Пособие построено так, чтобы двигаться от конкретного к абстрактному — демонстрация, описание, пояснение и смысл. Но если вам удобнее делать все иначе, то вы можете менять порядок вещей. Можете чередовать главы по собственному усмотрению.
В заключение я предлагаю некоторые рекомендации относительно того, как лучше выйти за рамки уровня новичка.
Наглядные примеры
Пожалуйста, выполните три маленьких эксперимента. Эти эксперименты могут на первый взгляд показаться тривиальными. Их важность будет становиться все более очевидной по мере роста вашего понимания метода.***
Возьмите лист бумаги и ручку. Напишите свое имя три раза. Теперь возьмите ручку по-другому. Если вы начали писать ручкой, держа ее большим, указательным и средним пальцами, как это привычно делает большинство людей, попробуйте держать ее большим, средним и безымянным пальцами. Держа ручку в таком положении, снова напишите свое имя. Теперь возьмите ручку большим, безымянным пальцем и мизинцем и снова напишите свое имя. Вернитесь к первому положению, когда вы держите ручку большим, указательным и средним пальцами, и напишите свое имя снова три раза. Сравните последнюю строку с первой. Написано ли ваше имя несколько иначе? Может, в некотором роде лучше? Проще? Более элегантно? Отличался ли опыт последнего написания имени от первой попытки написать его? Лучше или хуже?Теперь мягко поверните голову влево и верните обратно в центр, а затем вправо и обратно в центр. В какую сторону по ощущениям поворачивать легче? Возможно, в одну из сторон амплитуда движения больше? Это сторона той руки, которой вы пользовались для письма, или противоположная?
Сторона, на которой вы сосредоточили свое внимание, должна ощущаться и двигаться лучше, чем другая.
***
(Если хотите, можете провести следующий небольшой эксперимент и сделать еще больше открытий, заново проигрывая запись или же используя гармонический анализ).Произнесите вслух предложение — нечто простое, как «Меня зовут _____». Теперь снова произнесите его, но на этот раз с закрытым ртом (т. е. не размыкая ни челюсти, ни губ). Вернитесь снова к обычному произнесению. Отмечаете ли вы разницу между первым разом и последним? Какой для вас звучит лучше?
Снова произнесите свое имя вслух, но пусть на этот раз ваша челюсть будет открываться, а рот будет по-прежнему закрыт (только губы сомкнуты). И снова вернитесь к исходной, первой позиции произнесения, без каких-либо ограничений, и проверьте, ощущается ли и звучит ли предложение так же или же оно как-то изменилось. Если вы обнаружили, что оно изменилось, попытайтесь определить, произошло ли все к лучшему или к худшему. Если бы вам пришлось выбирать между этими вариантами, инстинктивно, какой бы вы выбрали? Повторите также второй вариант произнесения и уловите, произошли ли изменения и приемлемы они для вас или нет.
***
Отследите свое дыхание, в каком бы положении вы сейчас ни находились. Какие части тела движутся? Какие неподвижны? Во время вдоха расширяется ваша грудная клетка или живот? Цикл дыхания ритмичный или аритмичный? Какого рода этот ритм? Каков объем каждого вдоха?Измените свое положение относительно гравитации. Например, если вы сидели — лягте на спину, живот или на бок. Отметьте, как вы дышите в этом положении. Как дыхание отличается от того, что отмечалось в первом положении? Пройдитесь по тем же пунктам для сравнения — объем каждого вдоха, какие части тела движутся, а какие нет, и т. д.
Теперь вернитесь к своему первоначальному положению и снова обратите внимание на свое дыхание. Осталось ли оно таким же, как в начале? Может, есть улучшения? Если да, то какие? Как вы ощущаете себя в целом?
***
Теперь проанализируйте то, что только что произошло. Вам нужно убедиться, что каждый из экспериментов привел: а) к улучшению, которое б) практически не заняло времени для достижения, в) не требовало практически никаких усилий, которое г) было спонтанным (не продуманным заранее) и д) всеобъемлющим (включало функции, с которыми вы ничего не делали напрямую).***
Если вы не можете отметить у себя на своем собственном опыте то, о чем заявлено в этих пунктах, повторите эксперименты, но на этот раз вдвое медленнее и более внимательно.***
Все еще нет? Тогда попробуйте следующее. Найдите положение и место, в котором вам было бы максимально комфортно, например, лежа в своей постели, с подушкой под головой и приглушенным светом. Убедитесь, что вас ничего не будет отвлекать в те несколько минут, когда вы снова будете экспериментировать. Повторите эксперименты. Только медленно, очень медленно. Повторите каждое движение столько раз, сколько вам нужно, чтобы определить его уникальный «кинетический отпечаток», как оно «ощущается». Дышите так, будто у вас вообще нет совершенно никаких волнений или устремлений. Отдыхайте, когда чувствуете, что вам это нужно.***
Есть улучшения? Если ответ все еще «нет», возможно, вам нужно некоторая индивидуальная помощь, чтобы провести вас через эти первые несколько шагов. Поищите преподавателя метода Фельденкрайза — это можно сделать даже через Интернет, если встретиться с человеком лично для вас слишком сложно, — и попросите его помочь Вам в проведении этих экспериментов (или же подобных, на его усмотрение). В некоторых случаях это единственный способ начать, и это совершенно нормально.***
Описание
Метод Фельденкрайза — это применение определенной формулы согласно определённой последовательности; только одна формула, только одна последовательность. Формула эта задана самой природой, так же, как и последовательность.И формула эта такова: выполнять то же самое разными способами. Это формула, при помощи которой развивается любая кибернетическая система, например, человеческое существо. Более техническим синонимом к слову «развивается» в этом контексте может послужить «органически растет», что мы могли бы определить здесь как процесс, при помощи которого человек учится узнавать и выполнять то, что для него подходит; это процесс, при помощи которого мы учимся ходить на ногах, а не на руках, проходить в открытую дверь, а не сквозь стену, т. е. делать то, что «работает», и отбросить то, что «не работает».
Последовательность соответствует нормальному функциональному развитию человека. Так, например, ползать человек начинает раньше, чем ходить, а не наоборот. Ходьба предшествует прыганию, которое предшествует выполнению сальто, и т. д.
Разъяснение
Формула
Формула, которая подразумевается здесь, такова:
1 + 1 ≥ 3 + +
Если она выглядит для вас как «?!», то это потому, что я ее придумал
сам. Это кибернетическое уравнение, а не математическое. Вот что оно
означает:В кибернетической системе, такой как человеческое существо, целое всегда больше и лучше, нежели сумма его отдельных частей: когда делаешь что-то одно, а затем добавляешь другое (например, применение так называемой формулы Фельденкрайза), это не просто дает вам два способа выполнения определенного действия, примерного одного качества. Если вы уже прочли раздел «Наглядные примеры», эта мысль должна быть вам понятна. Но вы также легко можете обосновать ее, обратившись к обычным явлениям вашей повседневной жизни.
Например, подумайте о разнице между вами и вашим автомобилем. Предположим, что по пути на работу вы по какой-то причине не заметили красного света и в результате чуть не стали причиной ужасной аварии. На следующий день вы будете очень внимательны и ни за что не пропустите красный свет снова — именно вы, не автомобиль. Если бы на следующий день уже другой водитель ехал за рулем того же автомобиля, у него был бы такой же шанс пропустить тот же красный свет, который пропустили вы (если все прочие факторы остаются такими же). Автомобиль ничему не учится. А водитель — учится. Автомобиль — творение механическое, а водитель — существо кибернетическое. Более того, водитель, вероятно, научился большему, чем просто внимательнее следить за этим светофором. Он, вероятнее всего, распространит свое повышенное внимание и на другие светофоры, и после этого случая он, возможно, будет по-другому реагировать и на остальные сигналы. К примеру, если во время этой опасности он писал СМС-сообщение, то он может в следующий раз дважды подумать, прежде чем отвлекаться подобным образом в будущем, и т. д. Он также изменил свою реакцию на сигналы, которые сами по себе не относились к происшествию и как бы «виноваты» только ассоциативно. Например, магазины поблизости перекрестка, которые водитель никогда не замечал ранее, вдруг станут явными; песня, которая звучала по радио, приобретет новый смысл, и т. д. Одним словом, произошло органическое обучение. Автомобиль же, с другой стороны, ничему не научился. Ведь он, этот перекресток и все, что относится к данному почти фатальному моменту, осталось прежним.
Кстати: каким бы удивительным это ни казалось, но мышление, которое лежит в основе всех терапевтических и образовательных подходов — будь то западных, или же восточных, или даже эзотерических, общепринято оно или нет, вне зависимости от мнений, — является механистическим, а не кибернетическим. Получается, что к человеку отношение такое же, как к автомобилю, пусть даже и шикарному. Эта неспособность извлечь пользу из уникальности человека, из его необыкновенной способности к обучению (в понимании, изложенном выше) объясняет множество упущений в различных механистических подходах.
***
Давайте разложим формулу на составляющие, чтобы убедиться в том, что мы правильно ее понимаем:«1» — это один способ выполнения действия. Например, произносить вслух свое имя так, как вы привыкли это делать.
«+ 1» — это добавление еще одного способа выполнения того же действия. Например, произнесение своего имени с закрытым ртом.
«≥ 3» — из двух отдельных начальных способов формируются множественные способы выполнения. Например, теперь при возвращении к первому способу выполнения действия, т. е. к обычному произнесению своего имени, вы обнаружите, что делаете это иначе, чем раньше.
«+» — первый знак сложения указывает на то, что эти множественные способы качественно превосходят первоначальные способы. Под высоким качеством мы подразумеваем более высокий уровень биомеханической эффективности, а именно, что отношение усилия и результативности наиболее близко соответствует 1:1, что близко к идеалу. С позиции субъективных ощущений, более высокий уровень биомеханической эффективности воспринимается как большая легкость и простота в выполнении действий и как эстетически более приятное зрелище.
«+» — второй знак сложения указывает на то, что это действительно множественные способы выполнения различных действий, а не просто сами действия. В продолжение предыдущего примера, если бы вы провели исследование других, кажущихся не связанными функций, то вы обнаружили бы, что некоторые из них также изменились. Вполне возможно, к примеру, что в процессе работы изменился ваш ритм дыхания, так же как и ваша осанка в целом.
Последовательность
Цель отслеживания естественной последовательности функционального развития состоит из двух моментов:● во-первых (что неудивительно), эта последовательность связана с последовательностью биологической важности: чем важнее функция для выживания, тем раньше она развивается. Дыхание, к примеру, появляется сразу же после рождения, т. к. без него мы можем прожить всего несколько минут (17, если вы — Дэвид Блейн). Второстепенные и менее важные функции развиваются долгие годы или же никогда не развиваются вообще. Не каждый человек становится художником или акробатом, или поэтом. Однако отметьте, что даже самые основные функции, такие как произвольное движение или речь, также развиваются не один год. Отслеживать естественную последовательность развития означает, что функции развиваются в порядке их биологической важности — от наиболее важной к наименее важной, от тех, которые наиболее важны для жизнедеятельности, до тех, которые наименее для нее важны;
● во-вторых, каждая функция является подготовительной для следующей за нею функции. Например, ползание является подготовкой к ходьбе, которая является подготовительной ступенью, скажем, к танцам. Например, проблема с походкой человека весьма вероятно возникла еще на стадии его развития, когда он обучался ползать. А значит, следуя естественному пути развития, можно гарантированно устранить отклонения, еще когда они возникают, а не тогда, когда их случайно обнаруживают. Это глубокий и чисто экономический подход. Дальнейшее совершенствование этого процесса, которое является обычным в методе Фельденкрайза, достигается путем поиска отклонений от оптимального способа выполнения действия, а не от среднего.
***
Ни один процесс развития не является идеальным. Большинство процессов довольно далеки от идеала. Некоторые ступени развития пропускаются, какие-то остаются незавершенными, а до иных дело вообще никогда не доходит. Заново проходя через тот же процесс — на этот раз в оптимизированных условиях, — вы получаете бесценную возможность вернуть себе полное самосознание. Вы можете думать об этом буквально как о физиологическом путешествии во времени.Контекст
Как я говорил во введении, я не хочу повторять информацию, которую вы можете найти в других источниках. Это было бы лишним. Однако было бы совершенно невежливо оставить вас вообще без пояснений. Это также значило бы, что данное пособие ничем не отличается от других, как я бы хотел. Поэтому я раскрою только то, что на данный момент кажется мне совершенно необходимым:Метод Фельденкрайза был назван в честь его создателя, доктора наук Моше Фельденкрайза (1904-1984). Он сам называл свой метод по-разному, либо Функциональной интеграцией (ФИ), когда работал один на один с клиентом, применяя мануальные техники, или же Осознаванием через движение (АТМ — в англ. варианте), когда занятия проводились в группе людей и сопровождались словесными инструкциями.
Необходимость оказалась источником изобретательности и в случае с методом Фельденкрайза. Причина, которая подтолкнула Фельденкрайза к созданию метода, — полученная им травма колена, для устранения которой врачи предлагали потенциально опасную операцию. Стремясь сохранить функциональность своего колена, Фельденкрайз решил попробовать исцелить его самостоятельно. Процесс, при помощи которого он достиг своей цели, и стал известен как метод Фельденкрайза.
Так же, как и пенициллин, который возник в виде плесени на забытой чашке с культурой, колено Фельденкрайза было всего лишь банальным непримечательным началом. Фельденкрайз считал, что этот метод имеет очень широкое применение. Он начал экспериментировать с ним, поначалу на себе, а позже — со своими друзьями и коллегами, совершенствуя его в процессе работы. В 1949 году была издана его первая книга о методе — “Body and Mature behavior” («Тело и зрелое поведение»). Фельденкрайз рассказывал, что лауреат Нобелевской премии лорд Джон Бойд Орр писал ему — я лишь немного перефразирую, — что считает книгу знаковой в наиболее важной сфере современной науки. Еще один известный ученый Дж. Д. Бернал воскликнул (после прочтения рукописи перед публикацией): «Это самая замечательная книга, которую я прочитал за последние 20 лет!» Фельденкрайз почувствовал воодушевление.
В последующие годы он продолжал развивать свой метод, который медленно, но верно приобретал известность. Рост популярности был, несомненно, ускорен тем фактом, что многие первые приверженцы метода принадлежали к социальной и культурной элите. Конечно же, не настолько, как Битлз или Махариши. В список лучших друзей Фельденкрайза входят также Давид Бен-Гурион — первый премьер-министр Израиля, Шимон Перес — лауреат Нобелевской премии мира и президент Израиля на момент написания этого пособия, ученый-невролог Карл Прибрам, антрополог Маргарет Мид, один из создателей НЛП Ричард Бэндлер, победитель ЭГОТ (премия Эмми, Грэмми, Оскар и Тони) режиссер Майк Николс (Михаил Пешковский), режиссер и писатель Питер Брук и преподаватель актерского мастерства Ли Страсберг среди прочих.
Но он также работал и с тысячами других людей из всех слоев общества. Сотни этих уроков задокументированы в видео- либо аудиоформате, что дает бесценную информацию о том, как Фельденкрайз практически применял свой метод. Он помогал в разрешении почти что любой возможной проблемы: начиная от детей с церебральным параличом, которые едва ходили, до гениев, таких как Иегуди Менухин, которые хотели усовершенствовать свои умения. Целью занятий всегда было одно — улучшение функции. Таковым была и предназначение метода, изложенное в предыдущих главах. Действительно, одно из определений, которым Фельденкрайз пользовался для характеристики своего метода, — это неспецифическая терапия.
Работает ли эта «терапия»? Судя по единственному имеющемуся у нас доказательству, а именно, по клиническим случаям и отзывам клиентов, конечно же, работает, причем часто «чудесным образом», когда ничего другое не помогает. Проблема, конечно же, в том, что клинические случаи и отзывы (какими бы классными они ни были) не составляют убедительного доказательства. Они предполагают, но не убеждают. Для получения неоспоримых доказательств нужно проводить различные исследования, которые соответствуют строгим критериям, таким как предложенные Оксфордским центром научно-доказательной медицины. На сегодняшний день не существует ни одного сравнительного исследования, посвященного эффективности метода Фельденкрайза — строго говоря, этот вопрос остается открытым. Было проведено несколько десятков предварительных исследований, и они говорят в пользу метода, практически без исключений. Однако методология этих исследований не является достаточно основательной для получения убедительных результатов (систематический обзор этого вопроса можно найти на сайте «Естественный эталон»: www.naturalstandard.com).
После смерти Фельденкрайза его метод продолжает жить и развивается его последователями. Основная деятельность, связанная с методом, координируется Международной федерацией метода Фельденкрайза (International Feldenkrais Federation), хотя определенная часть скрывается под другими названиями, различных ответвлений от метода, таких как cоматическое обучение Томаса Ханны, Mind-Body Studies Мии Сегал, метод Анат Баниэль или же Child’Space Хавы Шелав. На текущий момент в мире уже более 5000 сертифицированных преподавателей метода Фельденкрайза, в основном в США, странах Западной Европы и Израиле, и их число ежегодно растет вместе с открытием новых обучающих программ.
Сегодня метод Фельденкрайза, который был признан и применялся в основном в качестве одной из форм дополнительной и альтернативной медицины или же как способ продвинутого обучения, особенно для артистов и профессиональных спортсменов, где он играет роль «ступеньки в эволюционной лестнице развития человеческого разума», как воспринимал его сам Фельденкрайз, практически забыт. В виде вспомогательного лечения он проповедуется престижными медицинскими учреждениями, такими как Stanford Hospital and Clinics (Стэнфордская больница и клиника), The Center for Complementary and Integrative Medicine at Weill Cornell (Центр вспомогательной и интегративной медицины в Вейл Корнелл), а также Wellness Center Johns Hopkins (Центр здоровья Джонса Хопкинса). Как вид продвинутого обучения он применяется ведущими учебными заведениями в области искусства и музыки, такими как музыкальный колледж Беркли и Джульярдская школа, так же как и ведущими спортивными клубами, например Alpine Canada.
Как действовать
Если вы хотите еще глубже погрузиться в исследование метода Фельденкрайза, вот что я порекомендовал бы вам предпринять: наилучшая и наиболее краткая презентация метода — это введение к книге The Master Moves (в русском переводе «Уроки мастера» — прим. переводчика). Она занимает всего десять страниц, но излагает (практически) всю суть метода.Продолжайте на досуге читать другие работы Фельденкрайза. Все они были написаны для общей аудитории, кроме книги «Тело и зрелое поведение», которая является более специализированной. Лучше всего, пожалуй, начать с книги Elusive Obvious («Ускользающая очевидность»), хотя бы потому, что она наиболее короткая. Она также была написана (но не опубликована) последней, я сказал бы, в некотором роде, она дает более кристаллизованное видение.
Если у вас есть возможность связаться с преподавателями метода Фельденкрайза, посетите столько уроков Функциональной интеграции и Осознавания через движение, сколько сможете позволить, у тех практиков, которые вам доступны. После того как вы изучите предмет, вы будете знать, какие занятия и каким образом вы хотите продолжать.
Уроки ФИ и АТМ в видео- и аудиоформате доступны для скачивания в Интернете, причем многие из них бесплатные. Просмотреть урок ФИ — это замечательный способ зарядиться идеями, которые можно попробовать на себе, тогда как запись урока может стать настолько же эффективной, как и «живое» занятие. Эти он-лайн ресурсы могут стать прекрасным дополнением к «живым» урокам с преподавателем или же могут послужить частичной компенсацией в том случае, если у вас нет выхода на преподавателей метода. Хорошим началом в поиске подобных уроков может стать сайт Международной федерации метода Фельденкрайза, где вы сможете найти видео, на которых Моше Фельденкрайз проводит уроки Функциональной интеграции, а также сайт www.openatm.org, где также выложены бесплатные уроки на английском языке различных преподавателей (в русскоязычном пространстве наиболее информативный сайт посвященный методу Фельденкрайза http://feldy.ru — прим. переводчика).
Выполнение того же действия, только в противоположном направлении, является верхом умения выполнять действие различными способами. Это наиболее точная из всех возможных версия формулы. Если человек успешно пользуется ею, это указывает на то, что процесс обучения завершен. Это полный разгром схемы, а следовательно, и ее важности. В контексте движения «противоположное движение» также может значить — или определенно значит — «в обратном направлении». Прочтите главу 12 Correct Posture («Правильная осанка») в книге The Potent Self («Зрелое Я»), чтобы понять, как Фельденкрайз описывает обратимость.
Труды Фельденкрайза не согласованы с ключевым вопросом о точной последовательности, при которой должна применяться формула. Эта несогласованность, возможно, связана с тем, что некоторые из книг были отредактированы и опубликованы посмертно. В книгах «Тело и зрелое поведение» и «Зрелое Я» Фельденкрайз приводит убедительные доводы довольно определенной последовательности применения формулы, т. е. реорганизации. Однако в других его книгах этот момент вообще не затронут и в целом также наблюдается более свободный подход к последовательности. Прочтите следующие главы, чтобы больше узнать о различных вариантах возможностей: в книге «Тело и зрелое поведение» глава 15 Tonic Adjustment («Тоническое приспособление»), а в книге «Зрелое Я» глава 13 The Means at Our Disposal («Средства в нашем распоряжении»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий