"Современная" и традиционная йога

"Современная" и традиционная йога

 Автор: Святослав. Аннотация статьи Свами Джанешвара Бхарати
Современное общественное восприятие Йоги кардинально отличается от самой сути Йоги в том традиционном смысле, в котором это учение развивалось древними святыми и подвижниками.
Изначально йога была цельной системой, в которой физические упражнения и позы - асаны были небольшой, хотя и достаточно полезной частью. Цель древней Йоги была духовная, а не телесно-физическая и слово «Йога» относилось к целой системе, а не просто к позам – асанам.
В наши дни происходит чрезмерное акцентирование на асанах и сама «Йога» стала ассоциироваться главным образом с ее телесно-физиологической частью и превратилась в своего рода разновидность фитнеса. Все это в совокупности привело к тому, что люди стали полагать, что целью йоги является именно поддержание здоровья и отличной физической формы. Однако – это неверно. Целью Йоги является исключительно сама йога - как процесс пробуждения истинной сути человека и путь освобождения от власти самскар и круговорота перерождений.
Современное общественное восприятие Йоги кардинально отличается от самой сути Йоги в том традиционном смысле, в котором это учение развивалось древними святыми и подвижниками.
Изначально йога была цельной системой, в которой физические упражнения и позы - асаны были небольшой, хотя и достаточно полезной частью. Цель древней Йоги была духовная, а не телесно-физическая и слово «Йога» относилось к целой системе, а не просто к позам – асанам.
В наши дни происходит чрезмерное акцентирование на асанах и сама «Йога» стала ассоциироваться главным образом с ее телесно-физиологической частью и превратилась в своего рода разновидность фитнеса. Все это в совокупности привело к тому, что люди стали полагать, что целью йоги является именно поддержание здоровья и отличной физической формы. Однако – это неверно. Целью Йоги является исключительно сама йога - как процесс пробуждения истинной сути человека и путь освобождения от власти самскар и круговорота перерождений.
Подмена
 понятий «Йога» и «Асана», а точнее – происходящая в наше время 
фактическая монополизация йоги практикой асан, далеко не так безобидна, 
как это может показаться с первого взгляда. Эта подмена вводит в 
заблуждение сотни тысяч людей по всему миру, которые только ощутили 
побуждение, может даже еще не до конца осознаваемое, к внутреннему 
поиску самого себя и обратились к духовному знанию. Но в результате, эти
 люди получают «посвящение» от так называемых «учителей» различных 
стилей  того, что они преподносят под «йогой» и что по своей сути 
является набором гимнастических упражнений, сдобренным оккультной 
терминологией.
По 
сути, такие учителя проповедуют ЛОЖЬ, так как искажен сам тезис, лежащий
 в основе деятельности подобных «школ йоги», «центров йоги», «классов 
йоги» и т.п. Это лживый тезис о том, что «Йога» – это физическая система
 с мощной духовной компонентой, которая в итоге может привести к 
самореализации человека. В результате происходит не просто подмена 
понятий и смещение акцентов, но выхолащивание изначальной Йоги, по своей
 сути глубокого философского и духовного учения. В результате некоторые,
 так называемые «учителя», в погоне за прибылью фактически доводят Йогу 
до уровня «программы физических упражнений на ДВД диске».
Часто 
можно слышать, как некоторые последователи Йоги, в том числе и 
получившие различного рода сертификаты мастерства от различного рода 
школ заявляют «Я практикую только Хатха йогу, меня не интересует 
глубокая медитация. Я хочу достигнуть совершенства через Хатха-йогу». 
Однако Хатха-йога это всего лишь метод приведения организма к балансу, 
создающему условия для дальнейшей эволюции сознания. Без этой цели 
занятия Хатха-йогой бессмысленны, ибо тело – это только инструмент 
практики, а не самоцель практики.
Известный учитель современной Индии Свами Рама в своих лекциях объяснял:
«В наши
 дни термин «Йога» стал синонимом преходящего увлечения или простого 
чудачества. Множество некомпетентных учителей сделали Йогу объектом 
коммерческой эксплуатации и один маленький аспект Йоги выдается за всю 
Йогу. Например, многие люди на Западе считают, что Йога это культ тела и
 красоты.
Другие относят Йогу к религиозному культу. И то и другое мнение искажает истинный смысл Йоги».
Далее Свами Рама приводит сравнение: «Если Вы собираетесь в Гималаи, Вы можете поехать на машине или полететь на самолете. Каждый день миллионы людей ездят на машинах и летают на самолетах. Но это не значит, что все, кто путешествует на машинах и самолетах попадут в Гималаи, если целью их путешествия не будут Гималаи». Хатха йога, так же как впрочем и религиозный аспект йоги, это всего лишь, условно говоря «транспортные средства», которые помогают достичь конечной цели Йоги. Но они приведут в никуда, если практикуются сами по себе.
Другие относят Йогу к религиозному культу. И то и другое мнение искажает истинный смысл Йоги».
Далее Свами Рама приводит сравнение: «Если Вы собираетесь в Гималаи, Вы можете поехать на машине или полететь на самолете. Каждый день миллионы людей ездят на машинах и летают на самолетах. Но это не значит, что все, кто путешествует на машинах и самолетах попадут в Гималаи, если целью их путешествия не будут Гималаи». Хатха йога, так же как впрочем и религиозный аспект йоги, это всего лишь, условно говоря «транспортные средства», которые помогают достичь конечной цели Йоги. Но они приведут в никуда, если практикуются сами по себе.
Вот 
характерный пример подмены понятий. На сайте ashtanga.com Аштанга-йога 
описывается как «система йоги, переданная современному миру Sri K. 
Pattabhi Jois (1915-2009). Этот метод йоги включает в себя синхронизацию
 дыхания с прогрессивной серией физических позиций – процесс, который 
производит интенсивный внутренний жар и глубокий очищающий пот, который 
выводит токсины из организма. Результатом является улучшенная 
циркуляция, светлое и сильное тело, и успокоенный разум».
В то же
 время, как пишет Свами Шивананда Сарасвати: «В традиционном понятии 
Йоги, систематизированной Патанджали, под  Аштанга-йога подразумевалась 
восьми ступенчатая система практики, через которую достигалась свобода».
 Причем эта система включает не только позы и дыхание, но и глубокие 
медитативные практики, которые занимают в ней превалирующее место."
Подмена
 понятий Йоги заставляет многих людей делать вывод о том, что занятие 
чем то, что входит в Йогу с целью оздоровления, снятия стресса и т.п. – 
является занятием Йогой. Это нет так. Это заблуждение, так как практика 
чего либо, что не соотносится с целью Йоги в самореализации высших 
уровней сущности человека, не может являться Йогой.
Как 
сказано в классическом трактате «Хатха йога прадипика» - шлока 4.79 – 
«Практика хатха-йоги без реализации Раджа-йоги является бесплодной. Есть
 практикующие хатха-йогу, которые не имеют знаний в раджа-йоге. Я считаю
 их просто практикующими, поскольку они не получают плодов от своих 
усилий».
Приносят
 ли упражнения хатха-йоги пользу для здоровья даже в отрыве от целостной
 Йоги? Да, безусловно, при правильном их выполнении приносят. Но одно их
 выполнение не делает человека ни йогином ни даже учеником на пути Йоги.
«Йога – это метод медицинского лечения» - ложное утверждение.
«Йога – это метод физической терапии» - ложное утверждение.
Цель и 
суть Йоги не состоит в том, что бы сделать тело здоровым. Единственная 
цель Йоги по своей природе духовная. Реализация Йоги выводит человека за
 пределы физического тела с его болезнями и неизбежной гибелью.
Коммерциализация
 йоги привела к тому, что человек, пройдя за деньги курс в так 
называемых школах (центрах, студиях, курсах, «ашрамах» и т.п.) йоги, сам
 может стать сертифицированным учителем (инструктором, «гуру» и т.п.) 
йоги не прочитав ни строчки из классических Йога-сутр. И потом многие из
 таких «учителей» ощущают себя достаточно компетентными для того, что бы
 создавать свои собственные направления и школы йоги. Характерно то, что
 очень часто название такой школы содержит в себе имя или фамилию ее еще
 прибывающего в добром здравии основателя. В дополнение очень часто 
подобного рода «учителя» используют традиционные древние названия и 
термины, вводя в заблуждение учеников, которые принимают это за реальную
 преемственность нового учения с оригиналом.
Когда 
Йога перестает быть Йогой? Представьте себе, что вместе с другом увидели
 автомобиль. Друг спрашивает: «Что это?» Вы отвечаете: «Это автомобиль».
 Представьте себе, что у автомобиля нет руля и Ваш друг задает тот же 
вопрос. Вы все еще отвечаете, «Это автомобиль». Но что если отсутствуют 
все четыре колеса, двери и мотор? И тогда на вопрос друга, «Что это?» Вы
 вероятно всего ответите – «Хлам. Металлолом» Подумайте о Йоге, у 
которой после адаптации к современной западной культуре отобрали 
важнейшие компоненты. Будете ли это все еще оставаться Йогой? Без 
высшего смысла, целей и методов? Однозначно – нет!
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий